Насилие и ненасилие

Другие интересные темы
Anonymous
Потенциальный секс-объект
 Насилие и ненасилие

Сообщение Anonymous »

Одна из современных икон современных последователей теории ненасилия - граф Лев Николаевич Толстой. Именно о его учение о "непротивлении злу насилием" любят говорить как о той плодородной почве из которой в последствии развились и концепция ахимсы Ганди, и практика движения за права афро-американцев М.Л.Кинга.

Казалось бы, всё логично и понятно: "Озарение Толстого заключалось в том, что эту короткую фразу — «не противься злому» — нужно понимать не как метафору, а буквально. И смысл этого наставления прежде всего социальный. Если мы не воспротивимся, цепочка зла на нас оборвется, и зло постепенно сойдет на нет"*.

Но на этом учение Льва Николаевича не заканчивалось, а только начиналось: "Главная проблема человечества, по Толстому, заключается в том, что с детства нас учат уважать те учреждения, которые «насилием обеспечивают нашу безопасность от злого»: полицию, суды, армию, государство... И единственный способ положить конец войнам и несправедливости — отказаться связываться с государственными институтами как антихристианскими и склонными к насилию"*.

Из этого следует и другая совершенно практическая мысль графа: "Когда Толстой сделал открытие, касающееся фразы о непротивлении, он понял, что известную фразу «не судите, да не судимы будете» мы тоже понимаем неправильно. Мы привыкли думать, что она касается запрета на словесное осуждение людей. Но на самом деле она касается судов. Ведь суд занимается тем, что определяет вину преступника и придумывает соответствующее наказание, то есть отвечает злом за зло. И если мы не должны противиться злу на личном уровне, то, наверное, мы не должны ему противиться и на уровне институтов"*.

Однако современные сторонники концепции ненасилия оставляют за рамками все эти размышления Толстого и одним из главных методов их работы оказывается (стратегическое) судопроизводство. Я сейчас не говорю ничего об эффективности этого метода в российском контексте. Здесь важно просто подчеркнуть, что что у современных последователей теории ненасилия совсем другая система аргументации, нежели чем у графа. И эта система аргументации выстраивается на иных онтологических, антропологических, социальных и политических основаниях, чем у их знаменитого предшественника.

Идея графа была действительно подрывной для установившейся системы господства, подчинения и эксплуатации: те, кто наиболее последовательно стремился воплощать его идеи - различные общины толстовцев (от которых, впрочем, сам граф дистанцировался), действительно отказывались связываться с государственными институтами, формируя независимые общинные поселения. "Но из этих социально ориентированных пяти заповедей вырастает политический идеал Толстого, его «непротивленческий» анархизм, который в отношении к государству обозначает то, что в XX веке получит название «великий отказ», то есть тотальное неприятие системы: отказ служить в армии, голосовать, вступать в законные браки, отказ связываться с любыми государственными институтами как антихристианскими и склонными к насилию"* *.

Но позднее идея ненасилия была кооптирована сторонниками государственности и, в итоге, как говорит в своей книге Питер Гилдерлоос, ненасилие стало защищать государство.

В посте приводятся цитаты из лекций политолога Бориса Прокудина:
* "Лев Толстой против судов: о чём роман "Воскресение"?"
* *"О «непротивленческом» анархизме Льва Толстого".
Реклама
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Насилие в гей-парах
    Гость » » в форуме Беседка
    0 Ответы
    842 Просмотры
    Последнее сообщение Гость