Песня невиди́мка

Делимся интересными находками, впечатлениями, мыслями
Гость
Потенциальный секс-объект
 Песня невиди́мка

Сообщение Гость »

То, что песня невиди́мка "молодым" 👆 делает отсылку к песне Кино "Хочу перемен!" более чем очевидно.

Википедия говорит, что Цой под переменами имел ввиду школьные переменки, но благодаря фильму "Асса!" (1987 г.) текст получил политическое звучание.

В той же степени песня невиди́мка делает реминисценции и к песне "На заре" (1987) группы Альянс, которая также, по задумке авторов, не была политической, но стала такой благодаря перестроечному контексту. А также к песне "На войне" (написана в 1992, выпущена в 1994) Агаты Кристи, которая, формально, не имеет политического смысла.

В тексте невиди́мка примечательно то, что "перемен" условные "мы" всё ещё "ждём". Но ждём "как весны". Наступление весны циклично. Приход весны не зависит от воли человека. Как, впрочем, и вся последующая смена времён года. Весна неизбежна в той же степени, что и зима. Иными словами, в тексте утверждается цикличная последовательность процессов. В том числе, политических.

Именно об этой цикличности и строчка Цоя в "Хочу перемен!": "Сигареты в руках, чай на столе - так замыкается круг". Только Цой более пессимистичен: цикличность и предсказуемость создают контекст, когда "И вдруг нам становится страшно что-то менять".

Об этой цикличности говорит Цой в песне "Звезда по имени Солнце" (1989), которая была саунд-треком к фильму "Игла" - в котором герой-одиночка (Цой) выходит на тропу войны против поставщиков наркотиков, пытаясь спасти свою подругу, которая стала зависимой:

"И мы знаем, что так было всегда, что судьбою больше любим
Кто живет по законам другим и кому умирать молодым"
.

И от чего именно "умирать молодым" - от войны с оружием в руках, от политической борьбы, от передозировки или от ведущейся государством "войны с наркотиками" - не так уж и важно.

К этому делает отсылку невиди́мка названием самой песни и строчкой "Понятно только молодым", вступая в диалог с Цоем, говорящим "Война - дело молодых, лекарство против морщин".

Каждое поколение отстраивает свою идентичность, образ самого себя через противопоставление "старшим", "родителям". Это наблюдается и динамике отношений между условными "бумерами" и условными "зумерами". При всей очевидности сконструированности этих процессов, зумеры вбирают в свой арсенал всё то, что было уже знакомо предыдущему поколению (рейв, наркотики, свободу), сдобрив это всё пост-иронией, которая раньше называлась просто "цинизм", а ещё раньше "нигилизм" (см. Тургенев "Отцы и дети"). (Правда, остаётся открытым вопрос о возможности совмещения пост-иронии с одновременным избеганием "токсичности", поскольку очень часто "пост-ирония" на деле оказывается более красиво упакованным, но от этого не теряющего своего разрушительного воздействия, сарказмом).

Именно через фрейм пост-иронии можно прочитать и другую песню невиди́мка, которая также, условно, может восприниматься как "политическая". Песня 2018 г. "Посмотри мне в глаза" с альбома с ироничным названием "новый русский" содержит более однозначные послания не только в тексте, но и в видео.

Песня начинается с того, что лирический герой понимает: "Что творится беспредел". А далее приводятся конкретные примеры того, что лирическим героем так воспринимается. Например:

"Голубь мира на войне,
На погосте пир горой,
И отец святой давно,
Стал эстрадною звездой".

или

"Матом кроет депутат,
Обещает миру мир,
Строит благо старикам,
Он их главный бригадир"

Однако вместо какого-то позитивного выхода из этой ситуации лирический герой говорит о своём желании, которое может быть охарактеризовано как инфантильное:

"Я хотел бы стать щенком,
Что гоняет голубей,
Ему похуй на страну,
Ему похуй на людей".
Реклама
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться